В 2019 году российский рынок МЦОД перевалит за миллиард рублей
26 февраля 2019 г. | Категория: Аналитика рынка ЦОД, Контейнерные ЦОД (КЦОД)
С февраля 2017 года, когда мы проводили первое исследование рынка быстровозводимых сборных МЦОДов, прошло чуть больше полутора лет. Из-за экономического кризиса в России, начавшегося в конце 2015 года, санкционной политики США и совокупности негативных результатов от этих событий мы до сих пор продолжаем наблюдать последствия, и об этом красноречиво говорят данные и графики, представленные ниже. Тренд модульных ЦОДов трансформируется в мейнстрим: все больше корпоративных и государственных заказчиков доверяют свои инфраструктуры МЦОДам как альтернативе серверным, коммерческим и контейнерным дата-центрам. О том, какова сейчас ситуация на рынке и как будут развиваться события, мы расскажем в нашем исследовании.
Рынок БСЦОД: подводим итоги 2018 года
Данные проведенного исследования показывают: несмотря на то что кризис повлиял на количество инсталляций БСЦОД в 2017 году и продолжил оказывать влияние в 2018-м, интерес российских заказчиков к МЦОДам продолжает расти. На диаграмме синим цветом представлены показатели спроса на рынке быстровозводимых сборных модульных, контейнерных и небольших корпоративных дата-центров (серверных). Стоит отметить, что в 2018 году, как и в 2016-м, было реализовано шесть инсталляций. При этом процент заказчиков, выбравших решения БСЦОД, по сравнению с альтернативными предложениями вырос на 15,3 % к 2016-му, что является лучшим показателем с 2011 года. Это говорит о наличии конкурентного предложения и увеличении уровня доверия к БСЦОД и их производителям. Оранжевым цветом на диаграмме показан объем текущего спроса к стоимости внедренных БСЦОД.
Спрос на решения БСЦОД продемонстрировал рост более чем на 15 % по отношению к показателям 2017 года, и продолжит расти на 10–12 % ежегодно в ближайшие несколько лет в случае, если не произойдет девальвации рубля по отношению к доллару и евро. Последствия падения курса российского рубля в конце 2015 года ярко продемонстрированы на графике (рис. 1). Так, объем выручки от реализации БСЦОД в 2017 году по сравнению с 2016 годом рухнул на 47,2 % и только в 2018-м удвоил показатели 2016 года.
Положительно на рынке может сказаться реализация на крупных объектах БСЦОД на несколько сотен стоек каждый. Сегодня в России такой подход реализован в дата-центрах «Билайна» в Ярославле и МТС в Нижнем Новгороде.
Рис. 1. Рынок БСЦОД и спрос на решения БСПЦОД, КЦОД и небольшие корпоративные дата-центры (серверные)
Инсталляции
2017-й стал для российского рынка быстровозводимых сборных ЦОДов одним из худших годов: рынок опустился до уровня 2013-го. За этот период инсталлировано всего три решения: компания GreenMDC поставила интернет-ритейлеру «Юлмарт» ScalableMDC TelecomOutdoorNGm на пять серверных шкафов с планами по расширению еще на четыре шкафа; «Утилекс» для АО «Фирма «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева» — решение NOTA на три шкафа; «Смарт АйТи» для «Аэрофлота» — очередной проект на 54 стойки.
С другой стороны, инсталляций КЦОД за этот же период было в три раза больше (рис. 2). Так, Telecore реализовал три проекта, Datark — два, NAG — одно решение для питерской «Зенит-Арены». 2018 год для рынка МЦОД стал прорывным. Выручка от реализации БСЦОД составила чуть менее 900 млн рублей, что вдвое больше, чем в 2016 году. В 2018-м GreenMDC реализовала три проекта, «Смарт АйТи» — две очереди в Нижнем Новгороде. Помимо этого дебютантом стала компания Telecore с одним решением. За этот же период рынок КЦОД по числу инсталляций показал двукратное снижение к предыдущему году.
География инсталляций
Из 23 реализованных в России БСЦОД 47,8 % инсталляций приходятся на регионы (рис. 3). Пока Москва и Санкт-Петербург не могут поделить первенство по инсталляциям МЦОД: в двух столицах реализовано по 6 проектов. Но доля региональных внедрений в ближайшие несколько лет будет только увеличиваться. Дополнительный катализатор — доступность площадей для размещения МЦОДов, в отличие от Москвы и Питера, где земля стоит дорого. В регионах ощущается дефицит готовых мощностей ЦОДов, а степень надежности инженерной инфраструктуры часто не соответствует предъявляемым потенциальными заказчиками требованиям.
Основные проблемы, тормозящие развитие рынка МЦОД в России
- В чем разница между МЦОД и КЦОД? Опрос, проведенный среди корпоративных и государственных заказчиков, показал: те из них, кто только стоит перед выбором технологического решения (строить свой ЦОД или арендовать), не видят разницы в подходах и решениях МЦОД различных производителей. Более того, для многих не различима разница между МЦОДом и контейнерным ЦОДом. Так, среди заказчиков распространено мнение, что МЦОД — это решение, состоящее из нескольких контейнеров.
- ТЗ и конкурс на МЦОД. Из-за проблем с пониманием технологических особенностей создания и эксплуатации МЦОДа и КЦОДа заказчики разрабатывают ТЗ для конкурсов, в которых есть формфакторы как для модульных, так и для контейнерных ЦОДов. Это позволяет участникам рынка предлагать бюджетные решения на базе КЦОД, с которым МЦОД конкурировать весьма сложно.
- Конкуренция с системными интеграторами. Все отчетливее прослеживается конкуренция между ключевыми игроками рынка системной интеграции и производителями МЦОД (рис. 4). Если речь идет о небольших инсталляциях, проблем практически не возникает. В ряде случаев, когда дело касается реализации объектов от нескольких сотен стоек, начинается перетягивание одеяла с технологии МЦОД на капстроительство. Есть случаи, когда системный интегратор идет на конкурс с проектом МЦОД, а после того, как его выигрывает, начинает менять проект, отказываясь от решений поставщика МЦОД для реализации всего объема работ собственными силами.
- Капитальный ЦОД дешевле. Одной из ключевых особенностей МЦОД и КЦОД является их стоимость, которая не меняется с момента заключения контракта и до поставки решения. Ситуация с реализацией проекта по традиционной технологии противоположная: практически всегда происходит удорожание. Продемонстрированные на стадии оценки проекта более привлекательные финансовые условия строительства ЦОДа по сравнению с поставкой МЦОДа по завершении проекта не подтверждаются: запланированный бюджет на возведение ЦОДа превышает цену, предложенную за аналогичное решение в модульном исполнении.
Доли рынка МЦОД
В сегменте российских производителей БСЦОД два основных лидера: компания «Смарт АйТи», реализовавшая шесть проектов с совокупным объемом 446 стойко-мест, и GreenMDC, имеющая в своем портфеле больше всего реализованных МЦОД в России — восемь инсталляций с совокупным объемом в 109 стойко-мест (рис. 5). В общей сложности по реализованным проектам эти две компании занимают 61 % рынка, а по количеству стойко-мест — 90 %.
Рис. 4. Распределение долей на рынке по количеству инсталляций МЦОД
|
Рис. 5. Распределение долей на рынке по количеству реализованных стойко-мест в МЦОД
|
Рейтинг производителей МЦОД
По итогам 2018 года мы составили рейтинг производителей МЦОД, основываясь на четырех ключевых показателях: количество инсталляций МЦОД; совокупное количество стойко-мест в реализованных МЦОД; площадь и общая полезная мощность.
Место |
Наименование производителей МЦОД |
Кол-во баллов |
1 |
«Смарт АйТи» |
31,9 |
2 |
GreenMDC |
19,6 |
3 |
«Утилекс» |
13,4 |
4 |
ContaizRZ |
3,1 |
5 |
Emerson (Vertiv) |
2,4 |
6 |
Telecore |
2,2 |
Больше о исследовании в журанале ЦОДы.РФ
Теги: МЦОД, GreenMDC, Смарт АйТи, Утилекс, ContaizRZ, Vertiv, TeleCore
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0