О перспективах российского рынка дата-центров
30 июня 2014 г. | Вилнер Гай | Категория: Обсуждаем статью
На состоявшейся в конце мая конференции «МИР ЦОД», организованной издательским домом «Открытые Системы», Гай Вилнер, исполнительный директор компании IXcellerate, выступил с докладом о развитии российского рынка дата-центров. Ниже публикуем основные положения его выступления.
Российский рынок привлекает своими размерами и на его долю хотели бы претендовать многие иностранные компании. Здесь есть перспектива: у России много пользователей и высокий уровень проникновения Интернета, но при этом есть и простор для увеличения этих показателей. К слову сказать, многие российские компании в свою очередь хотят выйти на другие рынки.
Казалось бы, почему такой большой спрос на дата-центры? Одним из наиболее сильных факторов, способствующих развитию этого рынка, являются облачные решения. Мы видим, например, что многие из пользователей 1С переходят облако. Этому способствуют изменения в экономике. Например, многие банки по соображениям экономической целесообразности обращаются к услугам аутсорсинга.
Конечно, компания, которая доставляет цветы по Москве, вряд ли захочет самостоятельно производить фургоны для доставки – скорее всего она обратится к корпорации, которая этим занимается, и приобретет у нее такие фургоны — они будут более дешевые и надежные. Тот, кто поставляет цветы, скорее всего является полным профаном в автомобильных технологиях. То же самое и с банками. Что банковское руководство знает о технологиях дата-центров? И неужели они смогут строить дата-центры более эффективно, чем профессионалы?
Это та тенденция, которую мы видим по всему миру: сегодня у банков есть как дата-центры на аутсорсинге, так и те, которые они сами построили. Некоторые проекты заканчивались катастрофами, — это происходило буквально на наших глазах. В Лондоне американская фондовая биржа пять лет назад построила дата-центр и потратила 300 миллионов долларов. Они потеряли около 150 стоек, а директор проекта потерял свою работу. С нашей точки зрения, если бы они передали выполнение своих бизнес-вычислений на аутсорсинг, то такой проблемы не возникло бы.
Конечно, многие банки по-прежнему хотят иметь свои собственные дата-центры. Если мы посмотрим на международный рынок, то мы увидим, что 50% банков уже передали объекты на аутсорсинг. И это неудивительно: у независимых коммерческих дата-центров более качественные коммуникации. Например, у IXcellerate сейчас есть возможность подключения к 40 телекоммуникационным сетям − такой уровень соединений никогда не будет достигнут в собственном дата-центре банка.
Но как выбирать дата-центр? Взять, к примеру, такую компанию как British Airways. Наверное, Вы не захотели бы на самолете этой авиакомпании приземляться в аэропорту, которым полностью владеет другой авиаперевозчик — скажем, Lufthansa. Наверное, Вы предпочтете приземлиться в независимом аэропорту, где пассажиры могут быстро пересесть на любой другой рейс, который доставит их куда нужно – ведь у независимого аэропорта выбор рейсов гораздо больше. В международном аэропорту, где представлены сотни авиалиний, если вы не успеваете на пересадку, то можете выбрать множество других вариантов, а в частном аэропорту такой возможности нет.
Если клиенту нужен определенный контент, и он не может его получить из-за проблем с подключением, то он поступает просто — переходит к другому поставщику. Дата-центр становится рынком для телекоммуникационной отрасли. То же самое касается и облачных решений.
Предположим, что в нашем дата-центре есть клиент – банк. В банке есть разные приложения – системы по работе с персоналом, клиентские системы, а также системы, выполняющие банковские транзакции и торговые системы. Все они могут прекрасно работать в облаке. Нужен лишь мощный кабель, чтобы подсоединить каждого из поставщиков облачных решений к различным телекоммуникационным сетям.
А если у банка собственный дата-центр, то в том случае, если поставщики телекоммуникационных услуг находятся в трех разных местах в Москве, провайдерам облачных сервисов нужна возможность подсоединиться к трем разным узлам связи. Нужно убедиться, что у них есть географический план этих мест. Кроме того, придется заплатить за инсталляцию и делать ежемесячные отчисления. Все это может быть дорого и сложно. И вообще, если в дата-центре присутствует несколько поставщиков облачных решений, это создает своего рода рынок для корпоративного клиента.
Говоря более конкретно о России, можно отметить, что здесь сложилась интересная ситуация. Обстановка на рынке дата-центров в России не простая. В любой момент цена на энергоносители может измениться, при доступе к энергоносителям могут возникнуть проблемы. Кроме того, Россия очень технологичная нация. Здесь многие корпоративные клиенты хотят делать все сами.
Когда мы в 1999 году начинали работать в Германии, у нас были те же самые трудности: многие корпоративные клиенты там делали все сами. Например, в 2000 году мы вели переговоры с BMW и обнаружили, что они занимались сборкой своих собственных компьютеров. Они покупали микросхемы и электронную начинку в Тайване, и на собственном небольшом заводике собирали компьютеры для своих нужд – на них работали сотрудники корпорации BMW. Поэтому трудно было объяснять выгоды аутсорсинга корпорации, которая занимается такими вещами. Но это было 10 лет назад, а сейчас все изменилось.
Независимые дата-центры − особенные. В основе их работы – множество подключений. С самого начала нужно установить отношения с несколькими поставщиками телекома. Также нужно пространство для расширения деятельности. Независимые дата-центры должны быть очень гибкими. У такого объекта может быть сотня клиентов, и заранее нельзя сказать, чего захочет каждый клиент в конечном счете.
Большая степень гибкости должна быть заложена на этапе разработки дата-центра, так как клиенты могут быть разные: как со скромными потребностями, так и крупные клиенты со сложными запросами. Например, в коммерческий ЦОД могут обратиться банки, которым нужна большая мощность. Или, например, клиентам нужны различные требований безопасности.
Все эти разные требования различных клиентов должны быть учтены на этапе разработки дата-центра. Когда речь идет о высокой плотности, там тоже есть свои нюансы. У вас может быть клиент, которому нужна сотня стоек, из которых 15 будут работать на 20 киловаттах. Но разместить в выделенной зоне эти 15 стоек может оказаться невозможно, если клиент вдруг захочет, чтобы все стойки находились в одном ряду. В целом нужна гибкая архитектура, которая позволит делать различные перестановки.
Если попытаться заглянуть в отдаленное будущее, то в России будет наблюдаться существенный спрос на услуги дата-центров. Мы ожидаем, что в ближайшие пять — десять лет рынок будет расти очень быстро. Кроме того, рынок дата-центров, конечно, будет диверсифицироваться по регионам — появится много городов в России, где будут крупные дата-центры. В Лондоне у нас сейчас пять центров, а в Цюрихе 4 ЦОДа. Поэтому я ожидаю, что в предстоящие годы у IXcellerate будет три или четыре дата-центра в Москве. И я уверен, что конкуренты здесь также поставят хотя бы по одному дата-центру.
И еще вот о чем бы хотел сказать. Пока что различие в качестве услуг дата-центров не очень заметно. Мы видим, что некоторые клиенты не особо беспокоятся о качестве и не видят особой разницы в дата-центрах разного уровня. Я думаю, что скоро это изменится точно так же, как это было в Германии, Франции и Великобритании. Могу предположить, что по тому же пути пойдет и Россия. И все, кто находятся ниже Tier III, станут ЦОДами-дискаунтерами эконом-класса. Третий уровень станет тем минимумом, который будет затребован российским рынком. Собственно говоря, так обстоят дела во всем мире. Значит, так будет и в России.
Интерес к качественным ЦОДам в России есть. Недавно я встречался с потенциальным клиентом, который рассматривал площадки в Амстердаме, Москве и Франкфурте. Этот клиент ожидал такого же качества в Москве, как во Франкфурте или Амстердаме. Надеюсь, он готов за это заплатить.
Мы получили сертификат Resilience Level 3 от компании IBM. Этот документ подтверждает, что наш коммерческий дата-центр IXcellerate Moscow One спроектирован, построен и эксплуатируется в соответствии со стандартами TIA-942 Tier 3. Так как IBM – это пользователь множества реально работающих ЦОДов по всему миру, думаю этот сертификат является хорошим свидетельством реальной надежности дата-центра, а не некой виртуальной надежности, которая существует только на бумаге.
Компания Verizon нам помогла с сертификацией PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) Я думаю, что многие другие дата-центры в России получат сертификат PCI DSS. Это минимальный уровень для обработки кредитных карт. Эти сертификаты и стандарты понадобятся, чтобы доказать соответствие третьему уровню и выше.
С точки зрения рынка дата-центра, со времени проблем с Крымом мы увидели, что наши продажи начали расти. Многие международные компании стали внимательней относиться к своему присутствию в России и собираются решить – будут ли они работать внутри или за пределами России.
Многие компании передавали раньше контент через Финляндию, Швецию и Германию. Путь не близкий и качество коммуникаций оставляет желать лучшего. Поэтому такие компании, если хотят быть представленными на российском рынке, все больше задумываются о более оптимальных маршрутах.
Подводя итог сказанному, я хотел бы отметить, что в России очень сильный рынок. Я думаю, что здесь есть простор, как минимум, для 5-7 независимых игроков рынка дата-центров. В ближайшие 5 лет рынок будет адаптироваться к местным особенностям. И я надеюсь, что определенная доля рынка будет принадлежать нам. Теги: IXcellerate, Открытые Системы, Гай Вилнер
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0