Облачные услуги против colocation: кто победит?
14 марта 2017 г. | Евдокимова Мария | Категория: Круглый стол
На сегодняшний день все больше и больше компаний переносят свои сервисы в облака, отдавая предпочтение простоте инфраструктуры и функционирования всей системы. Есть и те, кто предпочитает доверять «железу», а не софту и продолжает хранить свои критически важные данные в тех же железных стойках в не менее железном ЦОДе. Однако мировая тенденция такова, что облачные услуги начинают вытеснять colocation. Это уже происходит в Соединенных Штатах и подбирается к Европе. Но что происходит на российском рынке ЦОД? Об этом мы спросили у экспертов: Алексея Севастьянова, первого заместителя генерального директора DataLine, Динара Гарипова, руководителя направления развития бизнеса департамента облачных технологий группы компаний Softline, и Евгения Горохова, исполнительного директора Stack Group.
Согласно последнему исследованию компании Structure Research, рост розничного colocation на западном рынке замедляется, тогда как опт, отнюдь, набирает обороты. Исследователи полагают, что одной из главных причин является развитие облачных сервисов. Насколько эти западные тенденции находят свое отражение на российском рынке?
Алексей Севастьянов: На российском рынке рост розницы colocation действительно замедляется, но основные причины мы видим в том, что растет спрос на облачные ресурсы со стороны компаний. Повышенного интереса со стороны облачных провайдеров, которые скупают в больших объемах стойко-места, мы не наблюдаем.
Динар Гарипов: В России есть такой же тренд. Он связан с развитием облачных сервисов. У этой тенденции есть два вектора. С одной стороны, число облачных сервисов растет, это влечет за собой рост потребления услуг центров обработки данных; чтобы поспеть за этим ростом, операторы ЦОДов вводят в строй новые мощности; отсюда – рост объемов colocation. С другой стороны, если смотреть на корпоративный рынок, все больше компаний переходят в облака, то есть выносят свои мощности из собственных ЦОДов на сторонние площадки и передают свои мощности на обслуживание сторонним подрядчикам. Сервисы, переносимые из собственного ЦОДа в публичный дата-центр, также толкают рынок colocation вверх. Провайдеры облачных сервисов и компании, которые намерены вынести инфраструктуру за пределы своих ЦОДов, скупают целые стойки и даже части дата-центров. Например, компания Softline в 2016 году заключила партнерство с оператором ЦОДа IXcellerate. Из-за наступления на рынок colocation крупных игроков небольшие сделки становятся все менее интересными для операторов ЦОДов.
Евгений Горохов: В целом, если мы говорим о Североамериканском, Европейском и некоторых Азиатских рынках, это действительно так. Рост популярности облачных сервисов сказывается на изменении динамики роста услуг colocation, несколько замедляя его. За последние несколько лет облачные сервисы стали серьезной альтернативой созданию, к примеру, собственной ИТ-инфраструктуры. Те же тенденции наблюдаются и на российском ИТ-рынке, с тем лишь уточнением, что этот процесс находится на более ранней стадии развития.
Сейчас наблюдается тренд перехода крупных компаний в «облака». Как это может сказаться на colocation для корпоративного рынка?
А. С.: Крупные компании действительно все чаще обращаются к облачным ресурсам, размещая в облаках не только тестовые среды, но и критичные приложения и данные. Мы видим, что за 2016 года выросло количество крупных кейсов с бюджетом в месяц от 1 млн. рублей и выше. В целом облака в выручке DataLine растут быстрее (около 40% в год), чем colocation (11 %).
Е. Г.: В перспективе пяти ближайших лет практически все компании в России так или иначе перейдут на использование облачных решений. Это не значит, что в ИТ-ландшафте компаний не будет места «собственной» инфраструктуре и сервисам, однако баланс будет в большей степени смещен в сторону облачных решений относительно текущего положения дел. Рост объема данных и вычислений, с одной стороны, и переход на активное использование облачных технологий, с другой, позволяет нам рассчитывать, что рынок colocation будет все же показывать положительную динамику роста, однако несколько претерпит изменения профиль заказчика услуг ЦОД, основу которых на ровне с крупными ИТ-емкими компаниями будут составлять поставщики ИТ-услуг.
Насколько корпоративный рынок ЦОД готов к переходу в «облака» и к отказу от собственной инфраструктуры в пользу инфраструктуры оператора ЦОД?
А. С.: Полного отказа от собственной инфраструктуры в пользу облака сервис-провайдера в ближайшее время не произойдет. Скорее наблюдается тенденция к построению гибридной архитектуры, когда у клиента есть собственная виртуальная инфраструктура и арендованная у сервис-провайдера. IaaS все чаще рассматривают как альтернативу покупке железа и даже colocation.
Д. Г.: На первом этапе корпоративный рынок будет отказываться от так называемых резервных ЦОДов – собственных дата-центров, которые строятся «на всякий случай» и должны быть задействованы в случае, когда что-то пойдет не так с основной площадкой. Мощности резервных ЦОДов поступят на рынок, управление ими будут доверять профессиональным операторам услуг центров обработки данных. Такая модель весьма популярна у энергетиков, когда энергогенерирующие компании строят рядом с электростанциями центры обработки данных, которые передают в управление профессионалам. И уже профессионалы на базе этих ЦОДов разворачивают облачные услуги.
Е. Г.: На сегодняшний день практически у всех операторов ЦОД России выручка в большей степени пока формируется за счет предоставления colocation-услуг. Для диверсифицированного поставщика услуг, в портфеле которого присутствуют облачные сервисы, переход к «новой реальности» и перемещение точки прибыли в «облачную» часть является положительным явлением, записанным в стратегическом плане развития. От colocation же поставщиков текущая ситуация требует стратегических изменений и большей интеграции с облачными сервис-провайдерами и поставщиками ИТ-сервисов.
Последний год показал рост консолидации мелких операторов ЦОД крупными в Европе и США, а также укрупнение рынка за счет объединения мелких компаний для сохранения своей конкурентоспособности. На Ваш взгляд, насколько данная ситуация присуща российскому рынку и что от него (рынка) ожидать в ближайшее время?
А. С.: Есть единичные кейсы, но тенденцией по консолидации рынка это назвать сложно. В ближайшее время новые и существующие игроки продолжат запускать новые площадки.
Д. Г.: Российский рынок идет по европейскому и американскому пути - небольшие операторы ЦОДов переходят под контроль более крупных игроков. Я жду ускорения этих процессов.
Е. Г.: Консолидация рынка – это неизбежный процесс. Вопрос стоит только когда. На мой взгляд, в ближайший год крупных консолидирующих действий просматриваться не будет, хотя в целом возможны сделки по слиянию и поглощению отдельных бизнес-единиц.
Ведущие западные игроки мирового рынка ЦОД (например, Equinix) утверждают, что скоро начнется переход от провайдеро-независимости к облако-независимости. Какие задачи позволит решать облако-независимость для конечного заказчика и насколько этот тренд актуален для России?
Д. Г.: Если я понимаю правильно, речь идет об услуге cloud brokerage, когда на стороне клиента – панель управления или один аккаунт-менеджер, но те или иные разновидности услуг предоставляются разными провайдерами. У Softline это реализовано в рамках тригибридного облака: мы предлагаем разные виды облаков - облако сервис-провайдера или публичное облако. Клиент выбирает нужное ему облако исходя из технологических соображений – чтобы потратить меньше усилий и сэкономить деньги на миграции, а также чтобы работать с привычной ему средой и не менять радикально всю «обвязку» при переходе в облако. За такой моделью будущее.
На мой взгляд, не совсем верно говорить о полной облако-независимости. Эта зависимость пока есть в плане топологии построения облачных систем – она возникает в силу особенностей технологического стека конкретного облачного решения. Об облако-независимости будет уместно говорить только тогда, когда при построении облачных систем можно будет не оглядываться на особенности Microsoft Azure, Google или Amazon. Вероятно, облако-независимость будет реализована с помощью контейнеров и образов виртуальных машин. Другое дело, что пока эксплуатанты облачных систем не готовы к облако-независимости, поскольку корпоративные системы строятся в привязке к конкретным технологиям.
Как оказалось, на российском рынке представляется немного иная тенденция в отличие от западной. Если в США или Европе облака неизбежно выдавливают корпоративный colocation как услугу, то в России эти два сервиса идут бок-о-бок, так как наш бизнес старается не складывать все яйца в одну корзину, используя гибридную схему для своей ИТ-инфраструктуры. Конечно, рынок услуг корпоративного collocation пока значительно больше облачных услуг, однако стремительные темпы развития корпоративных сервисов в облаках вскоре исправят доминирующее положение colocation на рынке услуг дата-центров. Теги: облачные услуги, Colocation, Softline, Stack Group, DataLine
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0