Интервью

Новый игрок на рынке дата-центров

13 ноября 2014 г. | Зайцев Сергей

На протяжении последних полутора лет на рынке дата-центров появилось немало новых компаний.  Одна из них - «МедиаДата». Сергей Зайцев, гендиректор "МедиаДата", уклонился от рассказа о текущем проекте, но согласился ответить на несколько вопроов.

 До создания компании «Медиа Дата» Вы работали группе компаний СТEК. Как долго Вы там проработали и удалось ли Вам застать стадию проектирования и строительства дата-центра?

Я проработал в группе компаний Стек с 2007 по 2014 год. В мои должностные обязанности входили вопросы развития бизнеса в регионах и непосредственное участие в подготовке и реализации комплекса организационных и логистических мероприятий по наращиванию дата-центра М1 (2 и 3-я очереди), а также в проектировании и запуске двух модульных дата-центров - в Казани и Санкт-Петербурге. Кроме того, был выполнен довольно большой объём работ по подготовке предпроектной документации и бизнес-обоснований в отношении других технологических площадок, строительство которых по тем или иным причинам не состоялось или было отсрочено.

Все эти задачи решались высококвалифицированными экспертами, которые без преувеличения можно отнести к кадровой элите отечественного рынка дата-центров. Часть этой команды сегодня входит в состав компании «МедиаДата», что обеспечивает нынешнему проекту дополнительные плюсы в плане максимально возможного снижения проектных рисков и обеспечения условий для успешной реализации поставленных инвесторами задач в дальнейшем.

На каких принципах, на Ваш взгляд, должен выбираться проектировщик центра обработки данных? Насколько плотно в процесс проектирования и выбора оборудования для дата-центра   может быть вовлечен инвестор?

Очень важно, чтобы проектировщик дата-центра был не только хорошо знаком с лучшими инженерными практиками и актуальными трендами, но и очень хорошо понимал какой именно объект, для кого и под какие задачи будет построен; как в дальнейшем и кем он будет эксплуатироваться, как будут обслуживаться клиенты. Без последних двух позиций технологическая площадка будет не более чем инженерно-строительным объектом, мало пригодным для коммерческой эксплуатации. Пусть даже построенной с соблюдением всех проектных канонов и требований к сертификации. Мы на собственном опыте не раз убеждались насколько весомой может быть клиентская составляющая проекта. Скажем, учет специфики запросов будущих потребителей может привнести в архитектурный дизайн площадки и комплексный план-график поэтапного проведения работ довольно много нюансов, которые при исключительно инженерном подходе к проектированию останутся в стороне и дадут результат, далекий от ожидаемого. Такие примеры в отечественной практике встречаются, к сожалению, нередко. Мы знаем, как этого избежать.

Что касается степени вовлеченности инвестора, то для предотвращения многих организационных накладок и обеспечения необходимого кредита доверия к проектной команде нужно стремиться   к соблюдению принципа разумной достаточности. Каждый должен делать то, в чем он является профессионалом и за что в конечном итоге он несет ответственность.  Требуемая инвестору прозрачность расходов и предполагаемая бизнес-отдача должна быть оговорены  на понятном обеим сторонам языке и в зависимости от того, насколько знакома инвестору специфика отрасли, региона, эксплуатационных рисков. При изначально правильном распределении ролей и зон ответственности как раз и обеспечивается оптимальная для дела вовлеченность инвестора в проект.

Стоит ли готовый проект отдавать на независимую экспертизу?

Стоит. Вопрос — кому именно и на что. На мой взгляд, рынок сегодня слишком «зашорен» на сертификации Uptime Institute, хотя ее практический багаж и активная маркетинговая позиция, безусловно, заслуживают уважения. Но надо понимать, что это не единственная организация, которая имеет право проводить такую экспертизу. Есть, к примеру, европейский TUV, который также сертифицирует дата-центры, есть различные отраслевые сертификаты (банковские, например), которые никак не связаны с Uptime, но при этом обеспечивают проекту необходимый кредит клиентского доверия и респектабельность, если хотите. Кстати сказать, понимание того, какие сертификаты необходимы, а какие желательны и почему, является одним из показателей компетентности команды, управляющей проектом.  

Надо ли к процессу проектирования привлекать специалистов, которые будут эксплуатировать ЦОД?

Это очень желательно, но не всегда возможно, особенно на этапе инициирования строительства, когда решаются вопросы по размерам бюджета, формирования команды. Не всегда, а практически никогда не получается на первом этапе собрать всю команду, которая в дальнейшем будет заниматься эксплуатацией. Чаще всего те, кто эксплуатирует, не занимаются проектированием и наоборот. Но стремиться к этому нужно.

Есть ли, на Ваш взгляд, смысл сертифицировать проект, например, по требованиям Uptime Institute?

Это практически повторение вопроса №3. Но еще раз о требованиях по сертификации. Если ориентироваться на требования Uptime, то пока текущая ситуация с подбором помещений под ДЦ в Москве не позволит практически ни одному проекту получить данный сертификат, из-за несоответствия по не самым критическим параметрам. Я не говорю про крупные проекты типа Сбербанка, а те, которых сейчас большинство – ДЦ на 200-500 стоек.

На сегодняшний день отрасль дата-центров в России, как таковая, уже сложилась, хотя и далека от насыщения. Поэтому, возможно, сейчас самое удачное время, чтобы создавать свою систему сертификации, учитывающую наши специфические условия. Но при очень узком рынке (1-2-3 проекта в год) организация, осуществляющая сертификацию просто не выживет. Я говорю только о коммерческих, открытых дата-центрах. Корпоративные ДЦ в этот список не попадают. Или это должно быть организовано в рамках государственных органов. Правда, как показывает практика, государственные органы с такой задачей справляются очень формально.  

Вы примерно оценивали уровень спроса и предложения на рынке центров обработки данных? Несколько лет тому назад площади ЦОДов распродавались еще на стадии закладки фундамента. А сегодня?

А что изменилось? Стали меньше проводить транзакций в банках, меньше снимать и выкладывать видео, селфи и пр.? Нет. Значит спрос на услуги дата-центров есть, просто эта причинно-следственная связь не всегда и не всеми улавливается, да и с качеством сервисов на большинстве среднестатистических площадок пока еще проблема. К тому же текущая ситуация не позволяет говорить с оптимизмом о благоприятном состоянии экономики в ближайшее время, но это процесс не вечный. Да, сейчас нужно прикладывать больше усилий для поиска и привлечения клиентов в коммерческий дата-центр; продумывать и совершенствовать методы привлечения тех, кто привык работать в собственном корпоративном ЦОДе; уметь выйти за рамки стереотипного сегментирования клиентов и вовремя распознать «новый тип» потребителя твоих услуг, тем более, что они дают о себе знать практически ежедневно. На мой взгляд, спрос будет формироваться только при наличии предложения, вряд ли наоборот. Несколько лет назад во всех презентациях мы говорили, что для развития экономики и цифровых технологий нашей стране не хватает примерно 200 тысяч стоек в дата-центрах. Какое-то количество новых ЦОДов за это время появилось, но и появились новые потребности. Каждая страна развивается по своему экономико-политическому сценарию, который не всегда представляется возможным предусмотреть, но всегда необходимо принимать во внимание.

Если начинать сегодня строить центр обработки данных, то какие системы охлаждения есть смысл использовать – традиционные системы на фреоне, системы на водяном контуре, или же энергоэффективные инновационные системы типа колеса KyotoEcoBreeze, и т.д., которые позволяют экономить операционные расходы и снижать показатель PUE?

Прямого ответа на этот вопрос нет. Все зависит от места расположения, особенностей здания/территории, и т.д. и т.п. Каждый проект в уникален, типовых подходов нет и быть не может – ни у нас в стране, ни на международном рынке. По крайней мере, в ближайшей перспективе. И поэтому, как я уже говорил, подбор оборудования по всем системам осуществляется с учетом имеющихся особенностей плюс, что очень важно, с учетом бюджетных ограничений проекта. В каком-то случае есть задача сделать проект за минимальные деньги, не учитывая дальнейшие операционные расходы. В каком-то просчитывается экономика проекта на 10-15 лет вперед и тогда операционные расходы выходят на первое место относительно капитальных затрат на строительство.

Но в любом случае нужно стремиться к использованию наиболее современных разработок и наиболее современного оборудования. Все производители стремятся уменьшить энергопотребление своих систем, максимально использовать особенности местного климата, тем самым уменьшая как PUE, так и операционные расходы.

На Ваш взгляд, есть ли смысл государству строить ЦОДы для своих отраслей и ведомств или эту роль могли бы выполнить коммерческие площадки?

Конечно, как представителю коммерческого дата-центра, мне хочется ответить на данный вопрос – нет, не имеет. Но это будет не совсем правда. У государства есть системы и ресурсы, устанавливать которые в открытом коммерческом дата-центре не позволяют ни требования по защите государственной тайны, ни особые условия по обслуживанию и доступу, ни по требованиям к месту размещения.

Но при этом есть огромное количество открытых систем, размещение которых в коммерческих, а не ведомственных дата-центрах дали бы большой толчок к их развитию, развитию конкуренции между ними, росту требований и соответственно росту качества оказываемых услуг. 

Теги: Медиа Дата

Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментариев: 0

Регистрация
Каталог ЦОД | Инженерия ЦОД | Клиентам ЦОД | Новости рынка ЦОД | Вендоры | Контакты | О проекте | Реклама
©2013-2024 гг. «AllDC.ru - Новости рынка ЦОД, материала по инженерным системам дата-центра(ЦОД), каталог ЦОД России, услуги collocation, dedicated, VPS»
Политика обработки данных | Пользовательское соглашение