Не думай об уборке свысока
15 февраля 2016 г. | Малтых Илья
Когда речь заходит о таком высокотехнологичном объекте как дата-центр, все приземленные вопросы отступают на второй план. Взять, к примеру, такую рутинную процедуру как уборка помещений дата-центра. А между тем, эта работа имеет свою специфику и требует специальных знаний и подходов. Об особенностях очистки дата-центра рассказывает Илья Малтых, генеральный директор компании DC Clean.
1. Дата-центр – это, казалось бы, по определению чистый объект. По сравнению с производством здесь нет источников загрязнения. Более того, воздух в ЦОДе проходит через фильтры грубой и тонкой очистки, поэтому, казалось бы, причина засорения отсутствует. На чем же основан Ваш бизнес?
Не могу согласиться с утверждением, что ЦОД по определению чистый объект. Любое помещение, которое посещают люди, в котором есть двери, установлено какое-либо оборудование, уже не является чистым, пока не будут предприняты специальные меры.
Такие меры, как специальные проектные решения, особые «непылящие» материалы, особые правила эксплуатации помещения применяются при строительстве чистых помещений для производства микроэлектроники, фармакологических производств и т.д. Даже такие чистые помещения, при том, что в их системах вентиляции установлены ULPA фильтры 15-го и более высоких классов, нуждаются в постоянной текущей уборке и периодических генеральных уборках, которые мы также осуществляем на таких производствах. Что уж говорить про фильтры классов G4-F7, которые чаще всего встречаются в системах вентиляции ЦОДов (если такую систему вообще предусмотрели в конкретном ЦОДе). Часто мы видим у наших заказчиков такие загрязняющие машинный зал факторы, как: надломленные листы гипсокартона, незаклеенные торцы распиленных кальциево-сульфатных плит фальшпола, неправильно организованный входной «шлюз», через который в большом объеме проникает воздух из смежных помещений, а иногда и с улицы. И это далеко не полный список загрязняющих ЦОД факторов. Достаточно заглянуть под фальшпол вашего ЦОДа или на перфорацию на дверях серверной стойки, чтобы понять, насколько у вас чистый объект.
2. На каких стадиях дата-центр более всего нуждается в очистке: при сдаче в эксплуатацию, в процессе эксплуатации, после аварии?
На всех этих стадиях. Но я бы еще добавил стадию строительства – на этом этапе следует проводить промежуточные уборки для снижения накопительного эффекта загрязнения. Эту обязанность можно возложить на подрядчиков, ведь сейчас практически у каждой строительной бригады есть пылесос – его будет достаточно для сбора крупного строительного мусора. Генеральную уборку при сдаче в эксплуатацию лучше всего выполнить до включения кондиционеров.
3. В чем заключается очистка? Затрагивает ли эта процедура внутреннее пространство инженерного оборудования?
При проведении генеральной уборки ЦОД очистке подлежат буквально все поверхности: начиная с чернового пола, стоек, стрингеров, плит фальшпола, и заканчивая очисткой серверного оборудования. В рамках поддерживающей уборки достаточно провести вакуумную и влажную очистку пола и влажную очистку наружной поверхности шкафов и кондиционеров.
4. Если ЦОД содержится в грязном состоянии, это создает риск для его оборудования. А не создает ли риск вмешательство специалистов по клинингу?
Каждый факт посещения серверного помещения человеком ― это уже риск. Неважно, будь это ИТ-специалист, сервисный инженер или уборщик. Вмешательство проинструктированных опытных специалистов многократно снижает риск нештатных ситуаций по сравнению с привлечением «многопрофильных» специалистов по уборке, которые вряд ли уделяют должное внимание вопросам защиты чувствительного оборудования от электростатических разрядов, понимают опасность применения воды, имеют четкие инструкции по проведению уборки именно в серверных помещениях. Даже выбор чистящих средств — это нетривиальная задача: велик соблазн для быстрой очистки сильного загрязнения (например, на годами нечищеном фальшполе) использовать кислотные средства, но далеко не все кислоты можно применять в ЦОДе. Если ваш штатный уборщик знает все нюансы помещения, в котором работает, или вы привлекаете узких специалистов, то риск минимален. Но если данному вопросу не уделять должного внимания, то риск высокий.
5. Как часто нужно проводить процедуру очистки дата-центра?
В некоторых источниках встречаются рекомендации по частоте проведения тех или иных работ по уборке в ЦОД в зависимости от площади помещения. Но, имея опыт обслуживания как кроссовых площадью 3-4 кв.м., так и машзалов по 700-800 кв.м., могу сказать, что частоту проведения уборки и её объем нужно определять для каждого конкретного ЦОДа, отдельно исходя из ряда факторов: частота посещения машзала различными специалистами (в colocation она будет выше, чем в банковском ЦОДе), обработан ли черновой пол какими-либо составами, нет ли повреждений на стенах, потолке, материал потолка, тип краски, тип накладок на плитах фальшпола и многое другое. Теги: DC Clean, Илья Малтых
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0