Интервью

Зачем компании, построившей ЦОД, следить за его эксплуатацией?

25 июля 2016 г. | Драбкин Юрий Георгиевич

Вы когда-нибудь задумывались, для чего строится ЦОД и как он должен выполнять функции, ради которых он был построен? Этим вопросом в свое время задалась компания Schneider Electric и создала услугу «Сопровождение жизненного цикла инфраструктуры ЦОДа». Откуда непосредственно появилась эта идея, каким целям она служит и как помочь заказчику справиться с главной задачей – оптимизацией издержек – об этом нам рассказал Юрий Драбкин, консультант по сопровождению жизненного цикла инфраструктуры ЦОДов Schneider Electric.

Почему возникла необходимость появления такого понятия, как сопровождение жизненного цикла инфраструктуры ЦОДов?

Ю.Д.: Я начну немного с истории. Во времена Советского Союза была развита хорошая практика строительства и дальнейшей эксплуатации залов электронно-вычислительных машин, ЭВМ, предшественников современных центров обработки данных. К сожалению, в 90-е, когда произошли резкие политические изменения, изменение самой вычислительной техники и поддерживающей ее инфраструктуры, умение правильно и хорошо эксплуатировать ЦОДы было потеряно.

За последние 10 лет количество площадок выросло в разы. На данный момент в России имеется достаточное количество квалифицированных специалистов, которые могут с учетом любых конкретных KPI и под конкретные критерии заказчика запроектировать и построить площадку. Этому мы уже научились. Однако после строительства возникает проблема: как правильно работать с тем, что реализовано. Зачастую клиент получает «коробку» дата-центра, а как его обслуживать, как выполнять им же заданные в техническом задании KPI, как сохранять и улучшать эти показатели – вот этих практик и наработок, к сожалению, у нас в стране и во всем мире не так много. Поэтому такая услуга, как сопровождение жизненного цикла инфраструктуры ЦОДа, просто необходима современным дата-центрам, в особенности, российским.

Почему именно Schneider Electric решили этим заняться?

Ю.Д.: Компания Schneider Electric долгое время участвует в строительстве ЦОДов. Практически на всех площадках присутствует как минимум один компонент нашего производства. В процессе эксплуатации всего этого оборудования могут возникнуть различные сбои и выход из строя компонентов подсистем. Мы провели аналитику и выявили, что большая часть нареканий на качество компонентов и оборудования была связана с некорректной эксплуатацией и невыполнением регламентов необходимого технического обслуживания. Соответственно, для того, чтобы минимизировать такие нарекания, в 2011 году в состав Schneider Electric была включена американская компания Lee Technologies. Она была создана в 1983 году и с самого начала своей деятельности специализируется исключительно на эксплуатации. С 1999 года они занимались эксплуатацией дата-центров Пентагона, с 2005 - Microsoft и многих других заказчиков. Ими был наработан большой опыт по правильному выполнению эксплуатации с сохранением и оптимизацией KPI. Наблюдая за деятельностью Lee Technologies в составе Schneider Electric, мы задумались о том, что заказчика необходимо целенаправленно поддерживать не только на этапах проектирования и строительства, но эксплуатации и оптимизации, т.е. полного сопровождения инфраструктуры его ЦОДа.

Наш стратегический подход выбран таким образом, чтобы все изменения по инфраструктуре происходили проактивно. Мы сделали ставку на лучшую проработку необходимого набора регламентов и инструкций, помогая нашему заказчику правильно сформировать задачу по эксплуатации таким образом, чтобы оборудование не доводилось до поломки. Из этого и сформировалось наше предложение по сопровождению жизненного цикла ЦОДа. Мы можем сейчас выполнять различные консалтинговые услуги от этапа предпроектной подготовки решения до этапа строительства, эксплуатации и оптимизации.

Можете рассказать на конкретном примере, как организуется работа с заказчиком, который обратился к вам за комплексом сопровождения жизненного цикла инфраструктуры дата-центра?

Ю.Д.: Если мы говорим про комплексное сопровождение, то это прежде всего строительство нового ЦОДа, которое начинается с зарождения и обоснования концепции строительства площадки. Могу рассказать на конкретном примере. Недавно я получил запрос на полный цикл сопровождения с обоснованием стоимости и критериев на 8 лет. У заказчика есть понимание бизнес-функции дата-центра, он описывает лишь верхние критерии того, что ему требуется. Мы совместно с заказчиком проводим переговоры, выявляем необходимые технические потребности: стойки, мегаватты, предполагаемые места размещения площадок, режим работы. Далее мы помогаем сформировать решения: готовим концепцию, предлагаем различные варианты. На основе этих сведений заказчик формирует техническое задание, после этого проводится конкурс на реализацию этой концепции. После окончания конкурса начинается процесс реализации решения. По завершению строительства, переходим к фазе эксплуатации. В Schneider Electric придерживаются мнения, что ключевые специалисты службы эксплуатации должны участвовать в проекте с этапов проектирования и строительства. Таким образом, мы обеспечиваем «бесшовный» переход от одной фазы к другой. На этапе эксплуатации заказчик размещает свое ИТ-оборудование, для которого мы обеспечиваем качественное предоставление электричества, охлаждения, каналов связи – отвечаем за уровень обеспечения всех основных ресурсов.  Кроме этого, мы следим за тем, чтобы ЦОД работал эффективно, предоставляем различную отчетность и занимаемся дальнейшей оптимизацией и модернизацией в зависимости от новых требований заказчика. Таким образом и осуществляется этот жизненный цикл.

Вы упоминали, что службе эксплуатации ЦОДа необходимо участвовать в проекте, начиная с его проектирования и строительства. Можете объяснить преимущества такого подхода?

Ю.Д.: Опять же, могу рассказать на одном из примеров. Сейчас недалеко от Москвы строится один из крупных коммерческих ЦОДов. Технический директор набирал службу эксплуатации этого объекта по мере его реализации. Одновременно с формированием решения по энергоснабжению появился главный энергетик, с появлением решения по холодоснабжению появился главный специалист по холодильному оборудованию. С этими специалистами уже на этапах проектирования и строительства шло согласование всех работ. Они выполняли технический надзор, они влияли на принятие того или иного решения. Соответственно, еще до этапа передачи ЦОДа в эксплуатацию, они прекрасно знали, с каким решением будут работать. Таким образом, им не составит труда начать его эксплуатировать сразу после приемосдаточных испытаний. Кроме того, они уже приняли во внимание все возможные риски, они их согласовали – у этой службы эксплуатации не возникнет проблем, если что-то пойдет не так. Заказчик может быть уверен, что команда, которая готовится к эксплуатации ЦОДа настолько заранее, четко отвечает за разработанные решения, клиент может быть уверен в их KPI. Это очень важно для бизнеса.

Заказчик может обратиться к Schneider Electric только за комплексным сопровождением жизненного цикла или, допустим, только на этапе проектирования, или на этапе строительства, или только за аудитом?

Ю.Д.: Мы готовы работать со всеми задачами, которые только может поставить нам заказчик. И у каждого клиента задачи разные: кто-то хорошо знает, как строить, но у него не лучшим образом используется инфраструктура и необходим аудит для ее последующей оптимизации; кто-то знает, как она должна правильно работать, но им необходимо помочь с выбором концепции и определить, в каком именно месте лучше построить ЦОД.

Могу опять же привести один из хороших ярких примеров выбора площадки для будущего дата-центра еще до этапа его проектирования. Выбираем между Хабаровском, Красноярском, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом и Москвой. У руководства стоит задача: минимизировать общую стоимость владения. Это означает, что мы должны оптимальным образом сбалансировать капитальные и операционные затраты на электричество, каналы связи, персонал и качество этим персоналом предоставляемого сервиса. Кроме этого, мы учитываем стоимость самой площадки в зависимости от того, будем мы ее арендовать, строить или покупать. Мы с коллегами разбираем климатические и техногенные факторы, проверяем, нет ли рядом с потенциальной площадкой заводов или нефтехранилищ. При повышенном риске возникновения лесных пожаров мы рассмотрим площадку рядом с частью пожарной охраны, чтобы в случае возгорания сократить время выезда бригады для его устранения. Эти факторы отрабатываются еще до этапа проектирования с целью минимизировать стоимость самой эксплуатации и общую стоимость владения объектом.

Есть и другие факторы, которые мы рассматриваем, но все зависит от изначального бюджета и целей заказчика. Нашей задачей является найти между ними лучший баланс и просчитать, в каком регионе, в каком здании или площадке нашему клиенту будет выгоднее строить свой объект.

И все же почему это так важно – следить за эксплуатацией ЦОДа после завершения его строительства?

Ю.Д.: ЦОД строится не для того, чтобы просто его построить. Он строится для конечной задачи, для непрерывной реализации определенных функций. Бизнес-функция, для которой он нужен, как раз живет на этапе эксплуатации, на этапе жизненного цикла ЦОДа, на этапе предоставления конечного решения этой функции. И это то, что реально нужно и заказчику, и инвесторам. Соответственно, наше видение заключается в том, что мы строим решение, наиболее подходящее для бизнеса.

В начале разговора вы упоминали, что строить дата-центры в России умели давно, но по части эксплуатации компаниям необходимо еще нарабатывать опыт. Можете что-нибудь посоветовать, что необходимо для правильной эксплуатации ЦОДа?

Ю.Д.: Для любой эксплуатации, для любого жизненного цикла ЦОДа и для любой реализации этого жизненного цикла необходимы не только регламенты, инструкции и понимание бизнес процессов, но требуется еще и определенный инструментарий. На данный момент мало кто из заказчиков внедряет хорошие средства автоматизации, и проблема заключается именно в том, что подходящих регламентов и инструкций попросту не хватает. Средства DCIM, CMMS, локальной и общей автоматизации реально нужны в каждом ЦОДе в России. Я абсолютно уверен, что они могут сократить издержки любого бизнеса.

Теги: Schneider Electric, Сопровождение жизненного цикла ЦОД, Эксплуатация ЦОД

Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментариев: 0

Регистрация
Каталог ЦОД | Инженерия ЦОД | Клиентам ЦОД | Новости рынка ЦОД | Вендоры | Контакты | О проекте | Реклама
©2013-2024 гг. «AllDC.ru - Новости рынка ЦОД, материала по инженерным системам дата-центра(ЦОД), каталог ЦОД России, услуги collocation, dedicated, VPS»
Политика обработки данных | Пользовательское соглашение