МЦОДы как один из драйверов развития ИТ в самоизоляции
17 мая 2020 г. | Клименко Федор
Санкт-петербургский производитель модульных дата-центров, компания GreenMDC, лидер по инсталляциям МЦОД с высокой степенью заводской готовности в России продолжает обеспечивать заказчиков решениями, во многом превосходящими по качеству мировые бренды. Как работает и развивается компания в условиях пандемии, закрытых границ и прочих ограничений, расскажет генеральный директор Федор Клименко.
— Федор, судя по ленте ваших новостей в социальных сетях и на сайте, 2019 год для вас выдался насыщенным. Расскажите о реализованных проектах и их особенностях.
— 2019 год для нас действительно был крайне насыщенным. Сказалась востребованность решений GreenMDC на рынке, положительные отзывы от компаний, уже эксплуатирующих наши дата-центры, и большая подготовительная работа, проделанная командой в предыдущие годы. В производственном процессе наиболее интересным опытом для нас стал период одновременного изготовления четырех МЦОДов.Площади нашего производственного здания не были рассчитаны под такую задачу, нам физически не хватало места, и было принято решение по аренде дополнительной площадки в Санкт-Петербурге. Я считаю, опыт одновременного изготовления модульных ЦОД на двух разных производственных площадках оказался успешным, мы своевременно изготовили, протестировали и отгрузили дата-центры нашим заказчикам.
Мы на практике доказали, что производственная модель GreenMDC гибко масштабируется в зависимости от текущей производственной нагрузки и может успешно и эффективно функционировать в различных условиях. На мой взгляд, в текущих эконмических реалиях такой подход становится все более актуальным.
— Расскажите, пожалуйста, о проектах подробнее.
— Проекты очень разные и по назначению, и по размеру. Один из ЦОДов FixedSized MDC Outdoor поставлен в Химки, на территорию «НПО Лавочкина» — это ведущее предприятие ракетно-космической промышленности, проводящее работы по проектированию, изготовлению, испытанию и комплексной отработке ключевых автоматических космических аппаратов для фундаментальных научных исследований, входящее в концерн «Роскосмос». Уверен, что на базе нашего дата-центра будет создан не один успешный проект беспилотных космических аппаратов. Этот дата-центр на данный момент самый большой по занимаемой площади из произведенных GreenMDC, так как у заказчика были требования к размерам тамбуров, горячих и холодных коридоров. Несмотря на внушительные размеры, МЦОД предназначен для размещения 20 серверных шкафов с полезной нагрузкой 160 кВа.
Еще два наших решения — масштабируемые модульные ЦОДы TelecomOutdoor NGm. Первый — для Волгоградского областного клинического онкологического диспансера, который сейчас строится в Волгограде. Этот ЦОД будет обеспечивать функционирование вычислительной инфраструктуры большого онкологического центра. Второй, МЦОД установлен в городе Майкопе во дворе администрации. В настоящий момент это главный государственный дата-центр региона. Этот проект стал возможен благодаря нашему партнерству с компанией Softline и ее филиалом в г. Краснодар. Данное решение стало победителем в номинации «Лучший отечественный продукт» по версии Национальной премии «ЦОДы.РФ» по итогам 2019 года. Оба МЦОДа состоят из трех модулей для размещения десяти серверных шкафов.
Отдельного внимания заслуживает наша новая линейка. Первый дата-центр мы изготовили для оператора коммерческих ЦОДов — компании 3data, развивающей сеть дата-центров шаговой доступности в Москве и Московской области. В рамках развития информатизации Подмосковья компания выбрала наше решение для создания сети небольших ЦОДов под Москвой. ЦОД, который мы изготовили, установлен в технико-логистическом парке класса А недалеко от Подольска. По сути, это платформа для предоставления всех информационных услуг на территории технопарка. Услугами 3data могут пользоваться как арендаторы технопарка, так и компании, которые разместили свои стойки в стационарных ЦОДах 3data в Москве и которым нужна, к примеру, резервная площадка для пространственного разделения «железа» (технопарк удален от Москвы примерно на 50 километров).
Решение, использованное 3data, показательно еще и тем, что в 2013 году компания GreenMDC начинала свою деятельность как раз с проекта для оператора коммерческих ЦОДов компании «Миран» (Санкт-Петербург). Появление 3data в числе наших заказчиков — показатель того, что наши решения востребованы в коммерческом сегменте как бизнес-продукт. То есть они хорошо укладываются в расчет бизнес-модели коммерческого оператора и с точки зрения начальных и эксплуатационных затрат, и с точки зрения масштабирования. Для 3data мы разработали новую модель ЦОДа, которая обладает полным набором преимуществ наших более крупных решений, но при этом существенно дешевле.
— Насколько нам известно, GreenMDC предоставляет своим клиентам услуги по технической поддержке и обслуживанию МЦОДов. Но начало 2020 года выдалось, мягко говоря, напряженным. Пандемия, закрытые границы, различные ограничения на передвижения населения. Как ваша компания справляется с ограничениями и удается ли поддерживать непрерывность этих услуг?
— Пандемия, конечно, внесла корректировки в нашу работу, но не такие существенные, как в других отраслях. В основном эти корректировки связаны с возможностью перемещения по стране. Но, с учетом того, что мы производим и поставляем дата-центры в различные регионы России и страны СНГ, мы изначально выстраивали процессы так, чтобы максимально эффективно и своевременно реагировать на различные инциденты без привязки к месту расположения установленных ЦОД.
Так, например, для всех произведенных нами дата-центров мы предлагаем бесплатное подключение к системе удаленного мониторинга GreenMDC EmergencyView. Это позволяет инженерам GreenMDC организовать доступ к системе диспетчеризации МЦОД и отслеживать состояние работы инженерных систем в онлайн-режиме в любое время. Мы получаем SMS-рассылки обо всех инцидентах и нештатных ситуациях, которые происходят в ЦОДе. О неисправностях мы узнаем либо раньше, либо одновременно с представителями заказчика или эксплуатирующей организации. Чтобы своевременно отреагировать, нам не нужно ждать сигнала или рекламации от заказчика о том, что у него что-то не так работает. Поскольку география наших инсталляций постоянно расширяется, для нас важно обеспечить надежное функционирование каждого произведенного нами ЦОД. Поэтому этот сервис у нас был и остается бесплатным для заказчика.
Что же касается технического и сервисного обслуживания дата-центров, то ограничение на въезд в некоторые регионы в очередной раз показало преимущество нашей сервисной модели. В тех регионах, где установлены наши МЦОД, у нас есть локальные сервисные партнеры, которые обслуживают основные инженерные системы. Например, кондиционеры и противопожарные системы в наших дата-центрах обслуживаются локальными партнерами, у которых нет сложностей с перемещением по региону. По сути, есть только ограничения на доступ именно наших сотрудников, но на эксплуатацию дата-центров это никоим образом не влияет.
Нет перерыва и в работе производства. Поскольку мы находимся в Санкт-Петербурге, у нас, по сравнению с Москвой, менее жесткие условия карантина. Мы подали официальное извещение в Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга о том, что продолжаем работать. Офис был переведен на удаленную работу, а производство продолжает функционировать в штатном режиме без ограничений. Разумеется, мы разработали и внедрили Стандарт безопасной деятельности в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой короновирусной инфекции,, обеспечили сотрудников средствами индивидуальной защиты, дезинфекторами для обработки рук и помещений.
— Ограничения — не единственные трудности, вызванные настоящей ситуацией в мире. Сейчас наблюдаются перебои в поставках из-за границы, валютные колебания, высокая волатильность рубля, и в целом нет оценок, насколько просядет мировая экономика. Как компания GreenMDC видит перспективы развития рынка МЦОД в новых реалиях и что готова предложить рынку?
— Месяц работы страны в удаленном режиме показал, насколько серьезно увеличились нагрузки на сети передач данных, облачные и интернет-сервисы. Ситуация с карантином серьезно всколыхнула рынок ИТ. Несомненно одно — это стимул для серьезного развития всей отрасли. Думаю, что ограничения на перемещения могут также подтолкнуть многих руководителей компаний задуматься о локализации своей инфраструктуры у себя в регионе. Вероятно, должно прийти понимание того, что распределенная вычислительная инфраструктура — это благо, и она должна находиться ближе к потребителю. Наши решения обеспечивают эту возможность, позволяя получить протестированный на производстве и реально работающий ЦОД уже через 16-20 недель. Поэтому я все-таки полагаю, что спрос на локальные решения будет расти.
Что касается глобальных перспектив, с одной стороны, текущая ситуация на рынке не позволяет строить долгосрочных макроэкономических прогнозов. С другой, мы не настолько большая компания, чтобы макроэкономические события как-то существенно влияли на нашу деятельность в краткосрочной перспективе. Опять же, та динамика проектов, которая есть сейчас, позволяет делать позитивные прогнозы о тех инсталляциях, которые у нас состоятся в этом году. Понятно, что часть проектов будет либо заморожена, либо отложена до лучших времен. По части проектов мы будем оптимизировать технические конфигурации ЦОДов, чтобы у заказчика была возможность вписаться в тот рублевый бюджет, который у него заложен на конкретный проект. В отношении продаж, повторюсь, прогнозы строить сложно, но пока, по внешним наблюдениям, для GreenMDC ситуация складывается не худшим образом.
Конечно, есть некоторые сложности из-за того, что сейчас за границей остановлены многие производства. Западные компании с трудом называют сроки поставки тех или иных решений, но в России ясности больше, поэтому в связи с возможными ограничениями мы как никогда активно смотрим в сторону российских производителей оборудования и решений.
Так, например, с очень большой долей вероятности в наших инсталляциях 2020 года появятся российские системы кондиционирования. Также мы активно ведем работу с одной из Санкт-Петербургских компаний по разработке верхнего уровня системы мониторинга. На мой взгляд, сейчас самое время покупать отечественные продукты и решения. Это, пожалуй, единственная возможность для покупателя защититься от негативных процессов, происходящих в мире.
Если говорить о неприятных моментах для бизнеса GreenMDC, то это колебания курса валют с самого начала 2020 года. Несмотря на то, что мы российский производитель, примерно половина стоимости в структуре цены ЦОДа — затраты, которые мы несем в валюте. Это покупка инженерного оборудования, часть материалов и пр. Естественно, рост курса валют крайне негативно влияет на рублевую стоимость нашей продукции. Заказчики, которые уже выбрали наше решение и заложили его в свои планы закупок, вынуждены пересматривать бюджеты из-за роста стоимости решений. Но есть и позитивный фактор. Это напоминает картину 2014–2015 годов, когда заказчики, которые планировали покупать зарубежные решения, начали искать альтернативу и стали обращать внимание в том числе на наши предложения, которые стоят дешевле и дорожают медленнее. Вообще, события последних двух-трех месяцев спровоцировали большой объем коммерческой активности, связанной с продажей наших решений. У нас серьезно возросло количество запросов, реанимируются проекты, которые мы считали замороженными. По всей видимости, компании, у которых сейчас есть какое-то количество свободных денег, стремятся вложить их в свою инфраструктуру, чтобы они не лежали мертвым грузом.
Чтобы максимально снизить зависимость стоимости МЦОД от колебания курсов валют, мы приняли решение, что во всех коммерческих предложениях мы даем честную разбивку валютной и рублевой составляющей каждого продукта. Стоимость российских материалов, наших работ, включая нашу прибыль, фиксируется в рублях, а стоимость оборудования, преображающегося за рубежом, фиксируется в валюте. Поскольку разделение рублевой и валютной составляющей примерно 50/50, при росте курса на один рубль наше решение дорожает в рублях на полрубля, что позволяет заказчикам быть более защищенными с точки зрения бюджетного планирования. Я считаю это одним из наших конкурентных преимуществ в сравнении с европейскими производителями. Радует, кстати, что некоторые российские производители в условиях колебания рубля ведут себя так же. Я полагаю, что это честная позиция, а не спекуляция на валютных курсах. Разумеется, российские товары тоже дорожают. Это хорошо видно по сырьевым закупкам. Допустим, стоимость закупки металла, расходных материалов для изготовления металлоконструкций понемногу растет. По сравнению с 2019 годом цены на российские товары выросли на 10–15%. Производители объясняют это увеличением стоимости сырья или стоимости металла на бирже. Получается, что производителям металлопроката выгоднее его продать за границу, и они поднимают цену внутри страны.
— Ранее вы упомянули о производстве новых МЦОДов. Расскажите, какие требования сейчас есть у заказчиков и каких инсталляций от GreenMDC ждать рынку в 2020 году?
— Я уже говорил о том, что колебания курса валют сильно влияют на конечную стоимость. Так что могу предположить, что в связи с экономическими событиями будет расти интерес к более бюджетным решениям. Поскольку все равно остаются бизнес-задачи, которые требуют безотлагательного решения, мы будем стараться помогать нашим партнерам подбирать те решения, которые их устроят и с точки зрения инфраструктуры, и с точки зрения бюджета. Большие надежды в этом направлении мы возлагаем на новую линейку компактных масштабируемых МЦОД TelecomOutdoor NGm 3D. Конструктивные особенности и конфигурации инженерных систем данной линейки позволят нам предложить рынку более привлекательную стоимость, нежели наших стандартных решений.
Мы уже готовим анонс новой линейки от GreenMDC и в ближайшее время представим ее рынку. Следите за обзорами или уже сейчас обращайтесь к моим коллегам Георгию Малышеву и Михаилу Шумаю. Теги: GreenMDC, FixedSized, НПО Лавочкина, Роскосмос, TelecomOutdoor NGm, 3data
|
Чтобы оставить свой отзыв, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Комментариев: 0