Новости индустрии / Новости / Антитеррористические меры управления ЦОДами: что принесет рынку «пакет Яровой»

Антитеррористические меры управления ЦОДами: что принесет рынку «пакет Яровой»

29 июля 2016 г. | Категория: Россия и СНГ

«Пакет Яровой» - два слова, которые с конца июня ежедневно встречаются в новостных лентах. Кого-то беспокоит, что за репост картинки в социальной сети можно попасть в тюрьму, ­­кого-то – что информация о факте приема/передачи сообщений и звонков будет храниться три года, а содержание звонков и переписок – до шести месяцев. Напрашивается логичный вывод, что для хранения всех этих данных, как минимум, понадобятся новые огромные площадки дата-центров. Но так ли это хорошо для рынка ЦОДов, как может показаться на первый взгляд?

Главным камнем преткновения для операторов ЦОД стал вопрос о возможности предоставления необходимых технических мощностей и площадей для хранения оговоренного в законе объема данных. С одной стороны, вполне резонно считать, что «невозможное возможно»: строить дата-центры в России умеют и достаточно хорошо, кроме того, это может дать очень хороший импульс всему рынку в целом. Но с другой стороны, этот законопроект технически и экономически не выполним, в большей степени из-за установленных в «пакете Яровой» сроков – 1 июля 2018 года. Не у каждой компании найдется бюджет на такую скорую реализацию такого оперативного проекта.

В конце июня Госдума и Совет Федерации приняли «антитеррористический пакет законов», внесенный председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета СФ по обороне и безопасности Виктором Озеровым. 7 июля пакет был подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Дополнительно с этим пакетом был подписан перечень поручений правительству РФ, согласно которому кабинет министров обязан четко следить за ходом имплементации закона с целью минимизации возможных рисков, связанных с финансовыми расходами.

Согласно «пакету Яровой», операторов услуг связи и «операторов распространения информации» обяжут хранить информацию на территории РФ о содержании разговоров и переписки пользователей (включая любого вида передаваемые материалы) до шести месяцев. Информация о факте разговоров, переписок и передачи данных должна будет храниться в течение трех лет. Кроме того, по запросу ФСБ операторы обязаны будут предоставить любую зашифрованную информацию без решения суда и ключи для ее расшифровки. Сотовые операторы направляли в Совет Федерации письмо с просьбой отклонить принятый Госдумой закон, а на общедоступном ресурсе Change.org размещено несколько петиций об отмене закона. Самая популярная, которая при наличии 1 млн голосов будет направлена президенту РФ, председателю правительства РФ и в Европейский суд по правам человека, уже набрала 599 352 голоса. Кроме того, на портале «Российская общественная инициатива» также размещено голосование об отмене данного пакета законов: оно закончится 7 июля 2017 года и для рассмотрения на федеральном уровне должно набрать 100 тысяч голосов «за», по состоянию на 29 июля 2016 года проголосовало 87 083 человека.

Пока сотовые операторы ждут решения Совета Федерации, а люди подписывают петиции и собираются в толпы на митинги у Роскомнадзора, мало кто задумывался, как принятие этого закона повлияет на рынок дата-центров. На первый взгляд может показаться, что рынок ЦОДов должен подняться на фоне этой истории: ведь для хранения такого объема данных понадобится огромное количество площадей, и, как следствие, огромное количество новых дата-центров. Возможен вариант развития событий как при принятии закона №242-ФЗ «О персональных данных»: тогда в 2014 году аналитики отмечали растущий спрос на сервисы и услуги ЦОДов в связи с возникшей необходимостью увеличения вычислительных мощностей, которые будут размещены в дата-центрах или у облачных провайдеров. В целом, закон «О персональных данных» дал возможность рынку вырасти и появиться на нем новым игрокам, не смотря на разразившийся экономический кризис. Так как «пакет Яровой» подразумевает, по сути, хранение еще большего количества данных на территории России, есть смысл предполагать, что это должно принести еще больший рост рынку дата-центров.

«Этот пакет законов повлияет на рынок также, как в свое время повлиял закон №242-ФЗ. Потребуются значительные новые емкости ЦОД для соблюдения требований законодательства, которые за такой короткий срок (поправки вступают в силу с 1 июля 2018 года) трудно ввести в строй», - считает Михаил Ветров, генеральный директор группы Linx в России.

И это может стать своеобразным катализатором развития для рынка коммерческих ЦОДов, емкость которого по состоянию на 2015 год, согласно исследованию компании iKS-Consulting «Российский рынок коммерческих дата-центров 2015-2020», составила 28,7 тысяч стойко-мест, распределенных по 196 коммерческим площадкам, принадлежащим 93 провайдерам услуг ЦОД. Примечательно, что это количество проектных стоек только на 8% больше, чем в 2014 г., тогда как годом раньше темпы роста составляли 29%. Столь значительное снижение числа вводимых в эксплуатацию площадок обусловлено осложнившейся экономической ситуацией в стране, повлекшей за собой закрытие ряда высокотехнологичных проектов у потенциальных клиентов кЦОДов. Соответственно, инвесторы стали еще более осторожными в части оценки своих рисков.

Несмотря на снижение темпов роста рынка ЦОД, его объем, по данным iKS-Consulting в 2015 г. составил 13,8 млрд рублей (рост к 2014 г. 16%), что в валютном эквиваленте оценивается в 205,4 млн долларов США (снижение на 18% к показателю 2014 г.).

Что касается прогнозов на 2016 г., то в отчете iKS-Consulting «Российский рынок коммерческих дата-центров 2015-2020» , был озвучен пессимистический прогноз, согласно которому на фоне стагнации рынка ЦОД число стоек должно увеличиться не более, чем на 3% (т.е. до уровня 32,8 тысяч стоек, а объем в рублях – не более 10–13%). Однако после принятия «пакета Яровой» аналитики iKS-Consulting оценили текущий потенциал отечественного рынка коммерческих дата-центров в 15,1 тысячу стоек и высказали предположение, что при успешной реализации заявленных на данный момент проектов рынок к 2020 г. сможет погасить примерно половину открывшегося дефицита в хранилищах данных.

Однако не все операторы ЦОД настроены оптимистично. Для начала, возможность реализации этого законопроекта представляется операторам ЦОД мало вероятной с технико-экономической точки зрения. Согласно опросу операторов ЦОД, на данный момент в России не хватает ни мощностей, ни площадей, что в очередной раз доказывает практическую невыполнимость этого пакета законов.

«В текущем виде «пакет Яровой» практически не выполним: столь масштабные изменения в ИТ-инфраструктуре компаний не реализовать в предложенные крайне сжатые сроки», - подтверждает Алексей Севастьянов, первый заместитель генерального директора DataLine. «На рынке дата-центров ощущается переизбыток предложения, поэтому операторы приостановят ввод новых площадок в ближайшие 1-2 года.  Если «пакет Яровой» будет реализован в текущей редакции, то к моменту его вступления в силу заказчики столкнутся с дефицитом мощностей дата-центров. Не будет хватать и систем хранения данных: в таком объеме их просто нет на российском рынке», - добавляет он.

Того же мнения придерживаются и в правительстве. 19 июля член Совета Федерации Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, отодвигающий вступление в силу положений «пакета Яровой» касательно хранения данных до 2023 года. Беляков мотивирует это довольно резонным аргументом, что к 1 июля 2018 года никто не успеет подготовить все для реализации этого пакета законов.

«Объем мощностей, необходимый для выполнения требований данного закона, оценивается в среднем в 30 тыс. стоек, что сопоставимо с проектной мощностью всего рынка коммерческих ЦОД на начало 2016 года. Соответственно, за два года необходимо удвоить суммарную инфраструктуру всей отрасли, чтобы удовлетворить этот новый спрос», - подтверждает эту теорию Алексей Севастьянов. «С другой стороны, телеком-операторы из большой четверки располагают собственными крупными площадками, которые закроют на первое время потребность в ИТ-мощностях. Но это не снимает вопрос о приобретении дополнительного оборудования для обработки и хранения данных».

Кроме этого, Антон Беляков также отмечает тот факт, что «закон принимался в необъяснимой спешке, заинтересованные участники рынка не смогли принять участие в его обсуждении и внести в текст свои профессиональные предложения». На самом деле, фактор обсуждения подобных законопроектов с заинтересованными в отрасли лицами ранее всегда стоял на первом месте. Однако для продвижения «пакета Яровой» мнение тех, кому этот закон исполнять, предпочли не учитывать.

Однако, несмотря на кажущееся отсутствие света в конце тоннеля под названием «пакет Яровой», некоторые операторы ЦОД стараются ставить более положительные прогнозы. К примеру, Мирослав Радкевич, главный инженер ООО «ТехноГород» утверждает, что данный пакет законов должен положительно сказаться на рынке коммерческих ЦОД, а также привести к росту количества новых игроков на рынке и сильному развитию старых. «Я думаю, что площадей достаточно. Мы общаемся с разными партнерами и коллегами в нашей области, многие строят и вводят в эксплуатацию все новые и новые площади. Например, наша компания «ТехноГород» всегда строит и подготавливает помещения под необходимые нужды и планы клиентов. Пустующих площадей нет, при вводе помещения в эксплуатацию оно почти сразу заполняется. Здесь «эффект» будет схожий», - утверждает Радкевич.

«Даже в случае развития самого жесткого сценария реализации требований «пакета Яровой» colocation-ресурсов по всей видимости должно хватить. Но главной проблемой станет доступность объемов оборудования, предназначенного для хранения данных», - более взвешенно заявляет Евгений Горохов, исполнительный директор компании Stack Group.

Отдельным пунктом стоит отметить затруднения в предоставлении хранимых данных ФСБ и другим компетентным органам. Проблема даже заключается не в том, что теперь эта информация будет предоставляться без решения суда, а в том, что на данный момент компании не могут физически в полном объеме реализовать подобное требование. «Касаемо пункта о передаче ключевой информации, необходимой для декодирования, то здесь некоторые из используемых технологий в принципе не предусматривают наличия у операторов связи такого рода ключей», - добавляет Горохов.

Генеральный директор компании StoreData Александр Камендровский, особо отмечает тот факт, что информацию о факте состоявшихся звонков и переписок необходимо хранить до шести месяцев с момента ее приема, что подразумевает возможность хранения информации в течение любого срока от одного дня до полугода. Однако правительство будет вправе наложить штрафные санкции на компанию, если по запросу компетентных органов информация не будет предоставлена. «Таким образом, принятие закона позволяет властям иметь широкие возможности влияния на телекоммуникационный бизнес в РФ и, по своему усмотрению, включать или выключать репрессивные действия по отношению к отдельно взятым компаниям», - предполагает Камендровский.

Сотовые операторы уже дали предварительную оценку потенциальным затратам: они исчисляются триллионами рублей. Компании опасаются, что бюджета не хватит на реализацию такого проекта, в связи с чем придется поднять цены по тарифам на услуги связи. Что же касается рынка ЦОДов, то операторы дата-центров даже затрудняются подсчитать расходы на выполнение требований законопроекта, потому что сами требования еще не четко определены. «Порядок, сроки и объем хранения информации должно установить Правительство Российской Федерации. Без такого рода уточнений сегодня невозможно полностью рассчитать объем дополнительных затрат, которые должны будут понести участники рынка для приведения своей инфраструктуры в соответствие с данными поправками», - заявляет Горохов.

«По поводу «включая любого вида передаваемые материалы» все очень размыто и непонятно. Мне кажется, на данный момент, как стоит вопрос в законе, это нереализуемо. Наплодится огромное количество дублированной информации. Как в ней разбираться и как обрабатывать остается загадкой», - отмечает Мирослав Радкевич.

Некоторые операторы дата-центров надеются на подключение государства к проблеме реализации данного законопроекта. В целом, на фоне развития ООО «НДЦ» (Национальные дата-центры) с единым оператором – компанией «Ростелеком» – представляется вполне вероятной возможность создания сети государственных центров обработки данных, которые бы целенаправленно хранили данные, предоставляемые операторами телеком связи. «Без активного участия государства этот проект будет трудно реализовать», - заявляет Ветров.

«Я бы не исключал попыток получения дополнительного государственного финансирования со стороны государственных компаний. Наши аналитики сходятся во мнении, что для соблюдения требования законодательства компании будут прежде всего ориентироваться на привычные им модели: кто-то будет строить; кто-то арендовать пол в ЦОД и выращивать собственную инфраструктуру хранения данных; кто-то пользоваться услугами Storage-as-a-Service от специализированных поставщиков сервисов», - довольно оптимистично заявляет Евгений Горохов из Stack Group.

Поднимется ли российский бизнес коммерческих дата-центров без государственной поддержки на фоне развития истории с этим законопроектом, сказать сложно. В данном вопросе мнения операторов ЦОД делятся примерно 50 на 50. «Принятие закона направлено прежде всего на российский бизнес», - уверенно заявляет Александр Камендровский. «Думаю, что бизнес справится со своими проблемами самостоятельно, несмотря на потенциальную грядущую стагнацию рынка. Возможно, нам стоит рассматривать данный законопроект как толчок для своего развития и для развития новых игроков на рынке. Остается надеяться, что государство адекватно и в скором времени расставит все точки над «i», а возможно и вовсе смягчит требования по реализации положений этого закона».

Несмотря на то, что экономико-политические факторы в некоторой степени открыли новые возможности для перехода национального рынка на качественно более высокий уровень в 2015 году и начале 2016, и несмотря на тенденцию создания национальных дата-центров с единым оператором, «пакет Яровой» может оказаться как спасением, так и погибелью рынка коммерческих ЦОД в России. К сожалению, точного ответа на вопрос о будущем российских дата-центров после принятия этого закона дать невозможно, потому что в этом уравнении недостаточно переменных: правительству еще нужно установить четкие порядок, сроки и объем хранения необходимой информации. Пока что все надежды сводятся к тому, что государство выступит в качестве поддержки бизнес-сектора и создаст свою систему хранения данных или как минимум поддержит отечественных производителей инфраструктуры, которые, в свою очередь, поддержат ЦОДы в этой неоднозначной ситуации.

Теги: Россия, пакет Яровой, антитеррористический пакет законов, StoreData, DataLine, LINX, Техногород, Stack Group

Регистрация
Каталог ЦОД | Инженерия ЦОД | Клиентам ЦОД | Новости рынка ЦОД | Вендоры | Контакты | О проекте | Реклама
©2013-2024 гг. «AllDC.ru - Новости рынка ЦОД, материала по инженерным системам дата-центра(ЦОД), каталог ЦОД России, услуги collocation, dedicated, VPS»
Политика обработки данных | Пользовательское соглашение